» » Исторические виды шляп и шапок

Исторические виды шляп и шапок

Историческими головными уборами принято называть те, которые навсегда ушли из гардероба человека. Конечно, периодически дизайнеры обращаются к историческому костюму и на подиумах можно встретить моделей в фижмах, тюрнюрах и генинах, но на улицах такой одежды и таких шляп уже не увидишь. 

[banner_adsense]{banner_adsense}[/banner_adsense]

Еще до начала прошлого столетия головной убор выполнял важную социальную функцию. С непокрытой головой ходили только низшие слои населения – нищие, дамы древнейшей профессии.

Шляпа выполняла сразу несколько функций:

  • гигиеническую, ведь не просто так носили сразу несколько головных уборов, один из которых считался нижним бельем и защищал волосы от грязи и пыли;
  • Религиозную. Ведь большинство мировых религий запрещали женщине ходить простоволосой, да и у мужчин это не приветствовалось;
  • Социальную. Головной убор был одним из основных символов социального статуса, происхождения, богатства и семейного статуса. Да и история помнит не один закон, который регламентировал материал, цвет и размер шляпы и четко расписывал, кому что носить.

 Десятигаллоновая шляпа (tengalonhat)

Исторические виды шляп и шапок

Разновидность классической ковбойской шляпы. Отличается очень высокой тульей. Была популярна в эпоху ковбоев. Является стереотипным символом жителя Техаса. Изготавливается из плотного фетра. По утверждениям современников, иногда ее использовали для переноски воды, на что и намекает название, хотя в нее с трудом вмещается один галлон жидкости. Сегодня встречается крайне редко – чаще как элемент карнавального костюма.

 

 Аксамитка (aksamytka)

Детская шапочка из любой теплой ткани с бархатной подкладкой. Была распространена на территории Украины и Беларуси вплоть до середины двадцатого века. Декорировалась вышивкой, аппликацией или бисером в зависимости от региона.

 

 Альмуциум (Almucium)

Исторические виды шляп и шапок

Часть церковного одеяния клириков в Средневековой Европе. Представляет собой капюшон из шерсти или плотного сукна, подбитого мехом. К капюшону зачастую пришивали широкий воротник и пелерину из того же меха, которые закрывали шею и плечи в холода и при путешествиях. В теплое время года его носили в левой руке как знак своего статуса. Просуществовал с 11 до начала 20 столетия.

 

 Амигаса (amigasa)

Японская широкополая конусообразная шляпа. Широкой популярностью пользовалась у войнов и ронинов в средние века. Ее особенностью было то, что благодаря особой технологии она служила еще и метательным оружием – на бамбуковый каркас крепились острые металлические лезвия.  Кроме того, она могла служить тайником для раскладного и метательного оружия, писем. Сегодня она является частью национального воинского костюма и используется на тренировках и показательных боях в школах ниндзятцу.

 

 Арогда (arogda)

Исторические виды шляп и шапок

Меховая шапка, которую носили охотники на зверя восточной Сибири до начала 20 века. Это национальный головной убор охотников народности орочи, проживающей в Хабаровском крае. В связи с их малочисленностью - чуть более 2000 человек, на сегодняшний день не используется.  Шили ее из шкуры косули, при этом оставляя уши торчащими, что и придавало характерную форму и внешний вид.

 

 Атев (atev)

В Древнем Египте так называли двойную корону фараона, символ его божественной власти и единение двух царств – нижнего и верхнего. Изготавливали ее из золота, с использованием драгоценных камней и дорогих тканей. Украшена она была фигурами змея и коршуна, символами правителя. Атев использовался в Египте как минимум с 30 столетия до нашей эры.

 

 Атеф (ateff)

Религиозный символ Древнего Египта. Это был высокий белый конус с завитком на верху, декорированный парой страусиных перьев, окрашенных в яркие цвета, чаще всего - в алый. По преданию, такую корону носил Осирис, на практике, такую корону носили жрецы культа Осириса. Корона царей нижнего царства копировала именно этот головной убор.

АтефАтеф

 Аттифэ (attifet)

Небольшая, бархатная женская шапочка, которая была очень популярна в 16 веке. Благодаря жесткому каркасу, ей придавали сердцевидную форму. Чаще всего использовали черный бархат. Ее декорировали драгоценными камнями и жемчугом, золотым шитьем. К ней крепилась длинная кружевная вуаль, покрывавшая волосы. Черную аттифэ без декора и с черной вуалью традиционно носили вдовы. Особенно распространена она была на территории Англии и Франции.

Аттифэ

 Атур (atour, hennen)

Другие названия этого головного убора – эннен, генин. Женский головной убор15 века и относится к «бургундским модам». Изготавливали его на жестком каркасе из китового уса, на который крепились сложные конструкции из бумаги или накрахмаленной ткани. Он имел вид либо большого конуса, либо валика, который обрамлял затылок и выступал надо лбом наподобие пары рогов. Его часто драпировали богатой тканью и вуалями. Высота атура зависела от положения дамы – высшая знать носила генины высотой в метр, придворные –  около 50 см, а вот простолюдинкам носить его строго запрещалось. Что примечательно, волосы, что выбивались из-под него, принято было сбривать, оставляя только небольшой треугольник на лбу. Сейчас его можно увидеть только в музеях или на реконструкторских фестивалях. Конусообразный генин часто используется как часть театрального костюма феи в современной культуре.

АтурАтур

 

  Баволе (bavolet)

Головной убор дам 19 века. Это небольшая косынка с кружевной отделкой, которая крепилась заколкой к затылку или же кромке шляпы и закрывала шею. Чаще всего носили ее в комплекте с чепцом, поэтому и ткань выбирали соответственную. 

Баволе

 Бальцо (balzzo)

Женский головной убор популярный в Венеции 30х годов 16 века. Внешний вид больше всего напоминает тюрбан. Представляет собой жесткий проволочный каркас, обтянутый тканью, хотя поначалу использовали просто туго скрученную ткань. Чаще всего использовали дорогие и яркие ткани, предпочтение отдавали шелку. Его богато декорировали самоцветами, жемчугом, золотым шитьем и кружевами. Также иногда дополнялся полупрозрачным вейлом.

БальцоБальцо

 Банты, махры (banty)

Девичий головной убор южных губерний Российской империи. Представлял собой широкую полосу шелка, сложенную по ширине в бантовые складки. По низу пришивалась бахрома, а по бокам пришивались помпоны из ниток или перьев селезня. Повязка декорировалась бусинами, вышивкой, бисером. Завязывалась она на затылке широкими лентами, которые ниспадали до самой талии.

Банты, махрыБанты, махры

 Барбетт (barbett)

Женский головной убор, популярный в западной Европе в 13-14 столетиях. Представлял собой отрез белой ткани, который драпировался определенным образом и закрывал голову, шею, подбородок и плечи. Его шили зачастую из легких тканей, аристократы использовали шелк. Он подчеркивал и освежал цвет лица и делал черты более точеными. Поверх него надевали венцы, вейлы или шляпы. Позднее лег в основу одеяний католических монахинь.

БарбеттБарбетт

 

 Барет (barett)

Головной убор клириков в средние века. Представляет собой шапочку из шерстяной ткани черного цвета. Шили его из четырех конусообразных кусков ткани, что предавало ему характерные квадратные, очертания. Кроме священников, в 16 столетии его стали носить ученые, доктора и богословы. Тогда же и начали украшать барет пряжками, перьям и вышивкой.

БарбетБарбет

 Барлова (barlova)

Мужской головной убор, характерный для большинства губерний Российской Империи. Массово вошел в обиход в 18 веке. Представлял собой большую, округлую шапку без декора и ушек. Примечательно, что шили его исключительно из шкур волков, диких и домашних коз, лосей, причем добытых в осенний период, их как раз и называли барловыми.

Барлова

 Батват (batvat)

Часть средневекового воинского облачения. Представляет собой шапочку, по форме напоминающую чепчик с двумя завязками под подбородок. Шили ее из нескольких слоев льняной ткани и набивали конским волосом. Надевали ее под стальной шлем, чтобы облегчить давление на голову и смягчить травмы.

БатватБатват

 Бегуин (Beguin)

Средневековый головной убор. Получил распространение по всей территории Европы как обязательный элемент мужского костюма. Это чепец из льняной ткани, которые считался нательным бельем и надевался под шляпу, оставляя при этом на виду узкую полоску ткани. Хотя нередки случаи, когда простолюдины носили его как основной головной убор.

Бегуин

 Бедуинский шлем (Bedouinhelmet)

Шлем из кожи, который был распространен у всех кочевников Центральной Азии. Он имел каплевидную форму и использовался в качестве головного убора невесты на свадебном обряде. Его обычно богато декорировали камнями, монетами и тканью. На верхушке размещался массивный наконечник из бронзы, стали или серебра и длинный шлейф из ткани. Это шлем показывал социальное положение семьи невесты, и иногда его вес доходил до 500 грамм за счет драгоценного декора.

Бедуинский шлемБедуинский шлем

 Боливар (Bolivar)

Разновидность цилиндра. Представляла собой жесткую шляпу с высокой тульей и широкими полями. Название получила в честь Симона Боливара, политического деятеля и борца за независимость стран латинской Америки. Появился в 1810 году, а в 1820 стал очень популярным. Сейчас его можно увидеть только в музеях.

БоливарБоливар

 Боннет (bonett)

Женский головной убор, похожий на чепчик. Был популярен в 18 веке. Обычно шился из дорогих тканей, чаще всего шелка. Богато декорировался лентами, кружевами и оборками. Обязательно имел пару широких лент, которые завязывали под подбородком, чаще всего таким способом, чтобы получился красивый, пышный бант.

БоннетБоннет

 Боровая (borovaya)

Мужская праздничная шапка. Особенно была в ходу в 17-18 столетиях в Московской губернии. Шилась из плотного сукна и имела широкую бобровую опушку.

Боровая

   Борушка (borushka)

Головной убор характерный для Вологодской губернии. Часть национального праздничного женского костюма этого региона.  Это закрытый головной убор, который состоит из очелья на жесткой основе и донца, которое собрано в небольшие сборки и пришито к очелью, при этом слегка выступая надо лбом. В очелье вставляли тонкий шнурок, который завязывался сзади и позволял регулировать размер.  Носили его только замужние женщины. Изготавливали его из ярких, богатых тканей и декорировали золотым шитьем.

БорушкаБорушка

 Бочка (Bochka)

Женский головной убор, характерный для Пермской губернии. Является частью народного костюма этого региона. Представляет собой широкий обруч из плотного картона или бересты, который обтягивался парчой или другой дорогой тканью, а снизу подбивался ситцем. Декорировался золотой нитью, вышивкой или аппликациями. Носили его только просватанные девушки.

Бочка

 Брыль (brul)

Летняя широкополая шляпа из соломы, распространенная н территории Украины и Беларуси. Была характерна чаще всего для крестьян. Сегодня в классическом виде встречается скорее, как сувенир, чем как элемент гардероба.

Брыль

 Буденовка (Budenovka)

Форменный головной убор военнослужащих Красной Армии. Это куполообразная суконная кепка с козырьком и длинными ушами. Появилась в 1918 году. По мнению некоторых историков, ее форма была позаимствована с казачьего башлыка. Обязательным атрибутом буденовки является звезда на лбу. Сегодня не используется.

БуденовкаБуденовка

111 Венец (crown)

венец

Древнерусский девичий головной убор. Представляет собой полоску из ткани или металла, который охватывает голову и закрепляется на затылке. При помощи него делались сложные прически с косами или же его носили на распущенные волосы. Поверх его иногда носили вуаль или дымку.

112 Веспайо (vespayo)

ВеспайоВеспайо

Испанский женский головной убор, популярный во времена Реконкисты. Представляет собой платок из тонкой белой или полупрозрачной ткани, на который надевали обруч из драгоценных металлов, богато декорированный драгоценными камнями. Был признаком женщин высокого происхождения.

113 Вимпл (vimple)

ВимплВимпл

Средневековый европейский головной убор. Состоял из трех покрывал – одно крепилось на шею и под подбородок, вторым убирали волосы, а третий набрасывали просто на голову и доходил он до талии. Нижние покрывала крепились булавками, а третий фиксировался лентой, обручем из скрученной ткани или венцом у аристократок. Простолюдинки шили его из простой хлопковой ткани, аристократки использовали дорогой шелк. Именно это головной убор стал прототипом женского монашеского убранства.

114 Волосник (volosnyck)

Волосник

Национальный русский головной убор. Это небольшая, плотно прилегающая к голове шапочка из шелка или бархата, иногда стеганая. Замужние женщины убирали под нее волосы. На нее надевали основной головной убор – повойник, шаль или платок.

115 Воля (volya)

Воля (volya)Воля (volya)

Так называли ленты, которые вплетали в косы незамужние девушки. Эта лента была символом девичьей непорочности и чистоты. И именно волю торжественно снимали во время брачного обряда и надевали вместо ее платок или другой женский головной убор в зависимости от региона. 

116 Вуаль (Voilet)

Вуаль

Женский головной убор из полупрозрачной тонкой дорогой ткани, который появился в средневековой Европе. Зачастую его носили, набросив на шляпу или любой другой головной убор, при этом вуаль могла закрывать как волосы, так и лицо. Носить его могли только аристократки. Наброшенная на лицо вуаль означала, что с женщиной не стоит заговаривать и обращать какое-либо внимание на нее – это признак дурного тона. Свадебная фата – это прямой потомок средневековой вуали. Сегодня используется крайне редко.

117 Гарибальди (garibaldy)

ГарибальдиГарибальди

Небольшая мужская шляпа без полей из мягкой ткани. Носить такие шляпы любил носить Джузеппе Гарибальди, откуда и появилось такое название. Они были популярны в середине 19 века, особенно в Италии.

118 Гейбл (gable)

ГейблГейбл

Альтернативное название – «тюдоровский чепец». Английский женский головной убор 16 века. Гейбл имел жесткий проволочный каркас, обтянутый плотной темной тканью. Ребра чепца обтягивались жесткой лентой. На стыке граней зачастую располагался небольшой валик из ткани. Надевали его поверх чепца из тонкого белого хлопка. А на гейбл наверх накидывали длинную вуаль, иногда ее разрезали на две широкие ленты. Переднюю часть чепца богато декорировали вышивкой, золотым шитьем, камнями и жемчугом.

119 Гоннель (gonnel)

Средневековый мужской головной убор. Был популярен по всей Европе. Представляет собой объемный теплый капюшон с пелериной. Характерной чертой гоннеля является длинный хвост, который спускался с уголка капюшона до самой талии.

120 Горлатная шапка (gorlannyhat)

Головной убор, который был популярен у русской знати в 15-17 веках. Он имел цилиндрообразную форму, шился из меха куницы, лисы или соболя. Донышко зачастую шили из бархата или парчи. Название произошло от меха, который называли горлатным – то есть взятым с горла животного. Зачастую такую шапку носили не на голове, а на сгибе локтя как символ высокого положения.

121 Двууголка (bicorne)

Широкополая шляпа, где поля подогнуты к тулье, благодаря чему и создается характерная форма. Вошла в моду в 1790 годах и практически сразу стала официальным головным убором офицеров во многих странах. В зависимости от чина владельца, двууголка декорировалась кокардами и плюмажем. Поклонником этой шляпы был Наполеон.

122 Дзингаса (dzingasa)

Японский боевой шлем, который появился в эпоху Эдо и использовался до начала 20 века. Ее особенности -  широкие поля и низкая посадка. Изготавливали ее из металла, бамбука, дерева, бумаги, кожи. Под шлем надевали стеганый подшлемник, а сам шлем вскрывали лаком, что он блестел на солнце. Дзингаса в основном служила защитой от дождя, снега и солнца.

123 Дымка (dymka)

Национальный русский головной убор. До 20 столетия был популярен на всей территории. Представляет собой большой платок или шаль из полупрозрачной ткани. Особенно дорогие дымки были расшиты цветами и золотом. Носили ее поверх основного головного убора, например, кокошника, кички или коруны.

124 Здоровканье (zdorovkanje)

Головной убор, который является часть Вологодского народного крестьянского костюма. Был популярным до начала 20 века – его носили большинство замужних женщин. Он подобен сборнику на жесткой основе. Шили его из красивых и дорогих тканей – базумента, шелка и парчи. У него высокое очелье и затылочная часть, собранная в складки. Сзади находились две широкие ленты, которые завязывали в пышный бант с длинными, аж до талии, концами. Иногда к нижней кромке пришивали еще сетку из бисера, которая называлась поднизью, куда убирали волосы.

125 Зендельбиндер (zendelbinder)

Средневековый головной убор, который вошел в моду после крестовых походов. Его носили вместе с тюрбаном. Это большой ассиметричный кусок ткани, который набрасывали на тюрбан, драпировали и крепили при помощи булавок. Зачастую он имел разнообразный декор и прорези.

126 Златоглав (zlatoglav)

Старорусский кокошник, популярный до середины 19 века по всем регионам. Имел характерную куполообразную форму с навершием, к которому крепилась вуаль или дымка. Чаще всего шился из дорогой золотой парчи или расшивался золотом. Был обрядовым головным убором – его надевали на невесту сразу же после венчания.

127 Кабардинка (kabardinka)

Русская мужская шапочка из сукна. До начала 20 столетия ее носили повсеместно. Это конусообразная шапка с узкой меховой опушкой. Была повседневным головным убором.

128 Каблучок (kabluchok)

Женский головной убор Тверской губернии. Был популярен в 18-19 веках. Это небольшая цилиндрическая шляпа, сшитая из парчи или бархата с небольшим навершием. Его обычно богато декорировали бусинами, вышивкой, бисером и речным жемчугом.

 129 Каламбреза (calambreza)

Фетровая широкополая шляпа с мягкими полями. А также с высокой, сужающейся тульей. Появилась она в 18 столетии в Италии и к середине того же века она стала символом революционных настроений. Эту шляпу часто носили сторонники Гарибальди как знак своих политических взглядов.

 130 Калаф (calaf)

Женский головной убор, который носили в Античной Греции. Это небольшой венец из драгоценных металлов, украшался сценами из жизни и мифологии. По преданиям именно такой головной убор носили Геката, Артемида и еще некоторые богини пантеона. Был символом плодородия. Иногда его дополняли вуалями и платками.

131 Калотта (Kalotte)

Мягка фетровая шляпа с округлой тульей и небольшими обвисшими полями, популярная в Европе в 1410—1471 годах. Размеры тульи менялись от крошечных до размеров небольшого мешка. Поля иногда закручивали в плотные валики. Размеры этой шляпы напрямую зависели от женской моды – когда в моду вошли высокие генины, мужчины увеличили калотту до огромных размеров.

132 Каль (Caillet)

Простейший мужской головной убор средневековья. Это льняной чепец, сшитый из двух половинок и имеющий две завязки. Аристократы носили его под шляпой, простолюдины – как отдельный головной убор. К середине 15 века он почти потерял свою популярность, продолжали его носить только самые бедные слои населения.

133 Капор (Bonnette)

 Женский головной убор, популярный в 19 веке. Представляет собой смесь чепца и шляпы. Пик его популярности – период с 1815 – 1840 года и с 1890х. Шили его из дорогих тканей и богато декорировали лентами, оборками и вышивкой.

134 Картуз (kartuz)

Это неформенная фуражка с небольшим козырьком, хотя в 18 веке была именно солдатской шапкой. Была популярным мужским головным убором в 18-19 веке и до середины 20 века.

 

135 Каскет (cascette)

Изначально каскетом называли каркас из металлических прутьев или пластин, который надевался поверх кирасирской шапки для защиты от травм. Позднее так начали называть определенную форму головного убора.

136 Кибитка (calash/caleche)

Модификация стандартного чепца, которая получила свое название из-за схожести кибиткой. От обычного чепца он отличается очень длинным козырьком. Были популярными в небольшой период времени на рубеже 18 и 19 столетий.

137 Кивер (keever)

Головной убор, который в 19 веке был распространен во многих странах как часть офицерской формы. Это цилиндрический головной убор с козырьком, немного расширенный кверху. Зачастую декорировался кокардами и султанами из перьев. В России кивер был часть гусарской формы. Кивер был крайне неудобным – тяжелым и плохо фиксировался, но только он мог выдержать прямой удар сабли.

138 Кидарис (Kidaris)

Головной убор царя Ассирии. Представлял собой шапку из алого сукна или бархата и налобную пластину из золота с эмалью, которая крепилась при помощи пары длинных лент с бахромой.

 

139 Кляк (Claque)

Этот головной убор называют также шапокляк или механический цилиндр. Это подвид классического цилиндра, созданный в 1825 году мастером шляпного дела Жибю. Он встроил в тулью небольшой механизм, который позволял сложить шляпу лишь ударив по верху ладонь. Традиционно считался элементом вечернего и бального гардероба и в помещении его носили в сложенном виде под мышкой или в руке. Вышел из употребления наряду с классическим цилиндром – в конце Первой Мировой войны.

 140 Клафт (Klaft)

Древнеегипетский головной убор, который называют еще немес. Представлял собой полукруглый платок, которые завязывали на затылке узлом, при этом с боков он образовывал две пышные фалды. Полосатый, сине-желтый клафт был символом фараона. По мнению некоторых египтологов, этот головной убор носили повседневно вместо короны, а на торжества поверх него надевали корону. Простолюдины носили такой платок белого цвета. Он отлично защищал волосы от солнца, грязи и пыли. Примечательно, что египетский сфинкс изображен с клафтом на голове. 

141 Кокошник (Kokoshnik)

Головной атрибут, который стал символом традиционного русского народного костюма. Носили его замужние женщины. Когда появился – сказать трудно, но уже в 10 столетии были подобные головные уборы. Представляет собой широкий полумесяц из плотного картона или проволочный каркас, обтянутый дорогой тканью (шелк, парча, бархат, позумент). Его надевали на волосник (небольшую плотную шапочку, под которую убирали волосы) и завязывали длинными лентами.  В зависимости от региона, форма могла быть вытянутой, округлой, двугорогой, однорогой, треугольной. Украшали его богато – золотым шитьем, бисером, жемчугом. Зачастую кокошник дополняли поднизью (небольшой вуалью-сеткой из жемчуга, которая прикрывала лоб) и ряснами (жемчужными нитями, которые спускались от висков на плечи). В некоторых регионах принято было поверх кокошника носить еще и платок.

142 Колт (Kol)

Ювелирное украшение древних славян. Носили его в 9-13 столетии на территории современной Украины, Беларуси, Новгорода. Представляет собой полую круглые или звездообразные подвески, которые крепились к платку или другому головному убору у висков и спускались на плечи. Чаще всего использовалось серебро или бронза, но встречаются колты и золотые. Мастера искусно украшали подвески языческими оберегами и сюжетами, хотя порой встречаются и христианские мотивы. В середину подвески клали небольшие кусочки ткани, предварительно вымоченной в благовониях. 

143 Конура (Konura)

Головной убор просватанной девушки. Элемент русского народного костюма. Был распространен да начала 20го столетия на территориях Вологодской и Архангельской губерний. Это был широкий обруч, декорированный битью, золотом, монетами, бусами, бисером, жемчугом и вышивкой. Его надевали на девушку в начале девичника и снимали уже после венчания, а местами и после первой брачной ночи, взамен надевая кокошник. Иногда это обруч дополняли вуалью или полупрозрачным платком.

144 Коруна (Koruna)

Девичий древнерусский головной убор. Представляет собой высокий, немного выгнутый гибкий венец с прорезями. Изготавливали его чаще всего из фольги на каркасе из проволоки. Его богато декорировали битью, золотом, жемчугом и бисером.  Крепился он благодаря двум широким вышитым лентам, которые завязывались в пышный бант на затылке. Появился он в 13 веке и был популярным до конца 19 века. Носили его в самых торжественных случаях.

145 Косицы (Kositsy)

Женское головное украшение, которое носили вместе с основным головным убором. Это своеобразные помпоны из пуха селезня или конского волоса, пришиты к декорированной ленте из позумента. Эту ленту повязывали на лоб, а косицы располагались у висков.

146 Краса (Krasa)

Девичий старорусский головной убор. Был в быту вплоть до 19 века. Это широкая полоска ткани, декорированная вышивкой, бисером, жемчугом. Носили его на распушенные волосы или иногда косы. Крепился благодаря двум лентам, которые завязывали на затылке пышным бантом. Иногда дополняли подвесками или ряснами.

147 Кружок (Kruzhok)

Повседневный старорусский женский головной обор. Представлял собой цилиндрическую шапку с различным декором.

 148 Крузелер (Kruseleire)

Женский головной убор, который был в ходу в 14-15 веках в Европе. Представлял собой платок, реже чепец, с многочисленными складками по внешнему краю. Шили его чаше всего из белой ткани.

149 Крылатый чепец (Flugelhaube)

Чепец, который носили женщины в 16 столетии. Его отличительная черта – это характерные боковые накладки, напоминающие крылья.

 

150 Куафюра (coiffure)

Так называют сложную женкую прическу, характерную для эпохи Людовика 14, но ио же названия носят и декоративные  элементы, которые  вплетались в волосы – декоративные цветы, корабли, фрукты. Еще так называли парик с уже готовой прической.

151 Кугельхаубе (kugelhaube)

Женский головной убор 15-16 века. Наиболее распространен был в Германии. Он состоял из двух частей – основной округлый чепец, поверх которого носили капюшон. Он считался головным убором зрелых, замужних дам. Хотя иногда девушки носили один чепец. В начале 20 столетия так начали называть шлемы прусских солдат.

152 Лента (Lenta)

Носит и другие названия- начельник, налобник. Девичий славянский головной убор. Это широкая ленка с вышивкой, которую носили, повязав на лоб. Часто дополняли колтами, и лентами сзади. На большинстве территорий был в ходу до 16 века. Сегодня является частью женского украинского национального костюма.

153 Магерка (magierka)

Старинный головной убор, который носили на территории Польши и Венгрии. Шили ее из бархата, реже из сукна. Обязательным атрибутом было перо, приколотое сбоку. В 17 столетии считалась шапкой знати, но позже ее стали носить мужчины всех сословий. Тогда же ее начали шить из войлока.   В 16 и 17 веке стала зимним головным убором для военных, особенно ее любили крылатые гусары.

154 Монмутская шапка (Monmuthat)

Средневековая вязаная шапка с небольшим отворотом. Появилась в !5 веке в городе Монмут в Уэльсе и стала очень популярной среди моряков, солдат и путешественников. До 18 столетия была основным товаром экспорта этого города. Изготавливалась традиционно из грубой шерсти двойной вязкой, края подшивались вручную. Сегодня можно встретить у любителей реконструкции.

 

155 Моршень (Morshen)

Старорусский повседневный женский головной убор. Его конструкция немного похожа на низкий кокошник – круг ткани, собранный по внешнему краю и пришитый к полоске ткани – получалась своеобразная шапочка. От ширины отреза ткани зависела и высота головного убора. Чаще всего его шили из бархата и декорировали битью, жемчугом, вышивкой или бисером. Часто поверх моршня носили платок. Встречался на территории центральной России вплоть по начала 20 столетия.

156 Мурмолка (Murmolka)

Старорусский мужской головной убор. Представлял собой высокую шапку с плоской тульей из атласа, бархата или парчи, с меховым отворотом, который спереди пристегивался к тульи пуговицами. Часто декорировались запонкой с жемчугом и белым дорогим пером. Носились зачастую боярами. В середине 19 века снова вернулась в моду как символ славянофилов.

 157 Наборошник (Naboroshnik)

Девичий головной убор, распространенный на территории России до 19 века. Представляет собой небольшой венец с пятью лучами-городками на неширокой (не более 5 см) повязке из бархата или позумента. Сзади к нему крепилась широкая полоса парчи или шелка, которая спускалась аж до середины спины. Наборошник за­вязывали под косой при помощи тесемок. Изначально был праздничным головным убором, позже стал венчальным.

158 Наколка (Nakolka)

Повседневный головной убор, который носили замужние молодые женщины на территории России вплоть до начала 20 столетия. Представляла собой шапочку овальной формы из бархата или шелка на твердом каркасе из плотного картона с ситцевой подкладкой. Часто носили вместе с платком.

 159 Налобень (Naloben)

Старорусский девичий головной убор. Представлял собой лубяной обруч, обтянутый ситцем. Декорировался вышивкой, жемчугом, бисером. Часто к нему пришивали поднизь и височные подвески.

160 Наметка (Nametka)

Наметка –  традиционный головной убор замужних женщин славян, это полоса льняной ткани, определенным образом обвязанная вокруг головы, чепца или подложки. Для придания головному убору формы на голову крепили валик из шерсти или льна, на который накручивали волосы. Использовали часто деревянную подложку или обручи из лозы в качестве основы для наматывания полотна. Наметка закрывала шею и лоб, а концы свисали на плечи и спину. Края полотна декорировали вышивкой и кружевами. Узнать точное время появление невозможно, но к середине XII столетия наметка уже была в ходу. Сейчас это головной убор не используется.

 

 161 Омюз (Aumusse)

Кусок плотной ткани, сложенный пополам по диагонали и прошитый. Этот головной убор наподобие платка или капюшона, которым в средневековье все женщины покрывали голову и плечи. Чаще всего шился из белой или светлой ткани.

162 Шляпа охотника за оленями (Deerstalkerhat)

Иногда ее называют еще «Шляпой Шерлока Холмса». — Это шляпа, которую носили в сельской местности Англии, чаще всего, во время охоты на оленя, откуда и произошло это название. Шляпа появилась в 1870 году и была популярна несколько десятилетий.

163 Очипок (Ochipok)

Женский головной убор или шапочка, который был распространен на территории Украины. Этот убор пошел от с перевязки, которой женщины собирали волосы вокруг затылка. Ее изготавливали из скрученного отреза холста либо веревки. Очипок делали из ажурной сетки. Ее обшивали красным сукном или белым полотном в зависимости от региона. На затылке его связывали шнурком или лентами. Эти шапочки женщины носили со дня свадьбы и до рождения ребенка, то есть молодухи.

 164 Перевязка (Perevjazka)

Исторический головной убор России. Это девичий праздничный убор, который шили из полосы тяжелой плотной ткани, такой как бархат или парча, с длинными концами, которые застегивались или завязывались на затылке и спускались на спину. Украшали его вышивкой, битью, золотом, и поднизью. Иногда для перевязки использовали сложенный платок.

165 Петас (Petas)

Древнегреческая широкополая шляпа из войлока, кожи или соломы. Была часть традиционного костюма сельской местности. Служила для защиты от солнца или дождя. Носили ее преимущественно пастухи, путешественники или крестьяне. Так же такая шляпа была часть костюма Гермеса вместе с жезлом и крылатыми сандалиями.

166 Пилий (pilleus)

Головной убор древних греков. Это колпак без полей. Его шили в основном из войлока, иногда – из меха и кожи. Носили его носили разного ремесленники и моряки. Позднее его стали носить римляне и он стал отличительным атрибутом свободного человека, а рабы носить его не имели права.

167 Повоец (Povoets)

Так же известен как повой, повойник. Название его происходит от слова «повивать».  Это старорусский головной убор всех замужних женщин. В основном его носили крестьянки. Это платок, кусок полотна, полотенце, которые повязывали поверх основного головного убора жесткой формы. К тому же, та называли мягкую шапочку, которой покрывали волосы во время свадебного обряда. Во время этого обряда расплетали одну девичью косу и переплетали в две, укладывали их в высокую прическу и полностью закрывали их от чужих глаз.  Этот головной убор появился не позднее 13 столетия и до 30з голов прошлого века являлся обязательным для всех женщин. Примечательно, что женщина, уличенная в неподобающем поведении, лишалась права носить такой головной убор.

 168 Подзаушник (Podzaushnik)

Другое название – подзатыльник. Часть женского старорусского головного убора. Это небольшая шапочка, которая закрывала затылок. Поверх нее надевали кичку, сороку или повойник. Декорировали ее подвесками из бисера, которые спускались на спину.

169 Поднизь (podniz)

Часть русского народного костюма, элемент головного убора. Это вуаль-сетка из мелкого речного жемчуга или бисера. Пришивалась она на узкую ленту или полоску позумента. Поднизь могла быть плоской, округлой или изогнутой. Повязывали ее на лоб, поверх надевали коруну, кокошник или любой другой головной убор. Вышла из употребления в начале 20го столетия.

170 Полумаска (Half-mask)

Маска, которая прикрывает половину лица – лоб, глаза и скулы. Во все времена являлась частью различных театральных костюмов. Но был период в 16 -17 веках, когда она была обязательным элементом гардероба для европейских аристократов – никто не выходил на улицу без такого аксессуара. Сегодня это просто маскарадный элемент.

 171 Рясны (Rjasny)

Элемент древних головных женских уборов, который появился еще в дохристианские времена. Являются разновидность колтов. Это пара длинных подвесок из бисера, бусин или жемчуга, пришитые к ленте. Лента завязывалась на голове, а поверх надевали головной убор – кокошник, венец, корону. Пропал из обхода только к началу 20го столетия.

172 Склаваж (Esclavage)

Это ювелирное крашение в форме банта на ленте, которая тоже может быть расшита драгоценными камнями и золотом. Стала популярным аксессуаром в 16 веке. Носили его либо на шее, либо с помощью склаважа моделировали сложные прически. Носить его могла только высшая аристократия. 

173 Сорока (Soroka)

Старинный русский головной убор молодух (молодых замужних женщин, еще не родивших ребенка). Носили его по большим праздникам, а в некоторых регионах даже надевали на свадьбу. Представлял собой шапочку, которую надевали поверх кички, чаще всего к нему пришивали бисерную или жемчужную поднизь. Помимо кички, каждая женщина носила еще налобник, подзатыльник, рясны или височные кольца, также обязательным атрибутом был платок, полотенце или просто кусок полотна. В целом, женщина носила на голове порядка 11 предметов. Был широко распространен в центральных и южных губерниях. Был в ходу до начала двадцатого века.

174 Тантур (Tantur)

Головной убор Ливанских женщин. Носили его исключительно аристократки. Это высокий (до 70 см) конусообразный головной убор, который носили постоянно. Изготавливали его из серебра, иногда из бронзы или стали, и декорировался инкрустацией и чеканкой. На вершину этого убора крепили вуаль из тонкой белой ткани. Примечательно, что его не снимали даже ночью - под голову обычно клали специальную подушку или деревянную колодку, что позволяло надолго сохранить прическу и не снимать убор.

 

 

 175 Тафья (Tafja)

Это маленькая плоская и круглая мужская шляпа без полей, плотно прилегающая к макушке, подобие тюбетейки. Носили ее в России, вплоть до девятнадцатого века. Считается, что ее позаимствовали из гардероба тюрков.  Когда она появилась – неизвестно, но есть упоминания о ней в литературе шестнадцатого века. Носили ее как домашний головной убор, выходя на улицу, поверх надевали еще одну шапку. Одно время была головным убором опричников. Шили ее из сукна или бархата и обильно декорировали вышивкой, драгоценными камнями и золотом.

176 Ток (Toque)

 Головной убор с высокой тульей и без полей, который носили в XIII-XVI века во всех европейских странах. Носили его как мужчины, так и женщины. Шили его из черного бархата. Что примечательно, именно Ток был геральдическим символом и его декор очень строго регламентировался – например, лисий околыш и три страусиных пера были символом барона, а околыш из горностая и семь перьев носили исключительно герцоги. Простолюдинам носить такую шляпу категорически запрещалось.

177 Трансадо (Transsado)

Женский головной убор, который был очень популярен в Испании в 17 веке. Это небольшая повязка, которая крепилась на затылке и переходила в длинный чехол для косы. Чехол этот представлял собой сшитый из тонкой ткани и перевязанный лентами крест-накрест.

178 Треуголка (Cockedhat)

Это широкополая шляпа с тремя загнутыми к тулье полями, таким образом, чтобы образовались три угла. Появилась она во времена Людовика 14 как головной убор военных, позже стала модным аксессуаром. Декорировали ее плюмажами, лентами, бантами, драгоценными пряжками или цветами. Носили треуголку как мужчины, так и женщины и вышла из моды она только в 17 веке, когда появилась двууголка. Этот головной убор называют символом «галантного века».

 179 Треух (Treuch)

Традиционный русский зимний головной убор. Это мужская шапка из меха с наушниками, которые либо крепились к бортам шапки, либо завязывались под подбородком и небольшим опускным задком.

180 Тропический шлем (Topee)

Шлем из растительных волокон или пробкового дерева, обтянутый тканью. Появился в 19 веке как головной убор военных. Которые служили в странах с тропическим климатом. Использовался армиями многих стран до 50х годов двадцатого столетия.

181 Урей (Urei)

Головной убор фараона в Древнем Египте. Это обруч из золота с вертикальным изображением Уаджит, богини покровительницы Нижнего Царства, которую изображали в виде кобры. Носили его во время церемоний.

182 Файшонка (Faishonka)

Это женский казачий головной убор – кружевная косынка, которую носили по праздникам. Надевали ее поверх основного головного убора. Были модели кружевные, тюлевые и пуховые ажурной вязки.

 183 Фламме (Flamme)

Большое алое покрывало, которая надевала невеста на свадебную церемонию у древних римлян. Фламме укутывало все тело, оставляя открытым только лицо. Снимал его жених после церемонии. Когда невеста заходила в спальню. Именно от фламме пошла традиция, которая сохранилась до сих пор, надевать на невесту фату.

 184 Фолия (Foilia)

Древнегреческая шляпа из грубой соломы. Женщины надевали ее, чтобы уберечься от солнца. С эпоху ренессанса такую шляпу немного модернизировали – в ней проделали несколько отверстии. Тогда были очень модные белокурые волосы, и богатые дамы надевали такую шляпку и, предварительно смочив локоны соком лимона, а то и чем-то похуже, выкладывали кудри на поля и сидели под палящими лучами солнца и ждали пока их прическа не выгорит до блонды.

185 Фонтаж (Fontaige)

Так называли женский кружевной многоярусный чепец, модный в 17-18 столетиях. Если верить легенде, то появился о благодаря мадам де Фонтаж, фаворитке короля Людовика 14. Как раз на охоте, у нее слетела шляпка и прическа рассыпалась. Но мадам не растерялась и кое-как собрала завитые кудри и подвязала из своей кружевной подвязкой. Такое нововведение понравилось королю и уже на следующий день многие придворные дамы соорудили себе высокие прически, украшенные кружевом. Мода на такие уборы продержалась неполных три десятилетия, при чем порой фонтажи становились метровой высоты и имели проволочные каркасы. Тогда же появились и кареты и откидной крышей – иначе дама просто не могла поместиться. В России мода на фонтажи пришла в 1890х годах. А в 1713 французскому двору была представлена герцогиня Шрусбери, поразившая всех строгой гладкой укладкой.

186 Фригийский колпак (Frigiyhat)

Мужской головной уборов древних греков. Представлял собой мягкий суконный колпак красного цвета. Носили его только свободные люди – военные, ремесленники и ученые. Название получил в честь одной из провинций. Позже, уже в христианские времена, стал символизировать революцию, бунт и свободу и не редко появлялся в народе. Например, его носили сторонники французской революции.

187 Хаархаубе (Haarhaube)

Головной убор замужних женщин, популярный в эпоху Возрождения. Представляет собой жесткую округлую шапку, по форме подобную на митру, в которую прятались завитые в косы волосы. Декорировался такой убор вышивкой, жемчугом золотом и серебром. Он был символом женской покорности и подчиненного положения по отношению к мужу.

188 Худ (Hood)

Средневековый головной убор, который носили как мужчины, так и женщины. Представляет собой двухслойный капюшон из плотной шерстяной ткани. Чаще всего имеет широкую пелерину, которая закрывает плечи. Застегивается спереди на пуговицы.

189 Шаперон (Shaperon)

Головной убор, который носили мужчины в Средние Века. Изначально это был просто капюшон с пелериной и длинным хвостом, но позднее превратился в замысловатое сооружение из ткани наподобие тюрбана. Для его создания использовали несколько метров ткани, что делало его довольно дорогим предметом гардероба, поэтому он быстро стал головным убором аристократии. Появился он в пятнадцатом веке в Бургундии.

190 Шапо-боне (Shpoue-bonne)

Женский головной убор, популярный в восемнадцатом веке. Это большой, объемный чепец, обильно декорированный цветами. Поверх чепца носили тонкую вуаль, которая завязывалась под подбородком.

 

191 Цилиндр (Zylinder)

ЦилиндрЦилиндр

Мужская шляпа, которую носили во всех странная Европы представители среднего и высшего сословия. Представляет собой шляпу с очень высокой тульей с плоским верхом. Были распространены в как повседневный и вечерний головной убор. Днем носили фетровые, а к вечернему туалету надевали шелковый или атласный. Были распространены в течении всего девятнадцатого века. Цилиндр был изготовлен Джоном Гетерингтоном  в 1797 году, но популярным он стал только в 1820. Был вытеснен в начале двадцатого века более простыми моделями, но до конца тридцатых был праздничным головным убором. Сегодня является головным убором, который традиционно надевают к свадебному костюму в некоторых европейских странах.

192 Чепец (Chepez)

Чепец

 Женский головной убор, который плотно прилегает к голове, закрывает волосы и имеет завязки под подбородком. Может быть сшитым из любой ткани или вязаный. В России до 19 века был домашним головным убором, а в   восемнадцатом веке в странах Европы его носили и как основной, обильно декорируя чепцы лентами, рюшами, цветами. Сегодня хлопковые чепцы надевают на маленьких детей.

 

 

22-11-2015, 03:03
Автор: Diana
Просмотров: 3 669
Рейтинг: